Малоизвестные стихи Сергея ЕсенинаСборник стихотворений готовил Сергей Есенин к печати во время военной службы в Федоровском городке Царского Села. О начале работы над этой книгой рассказывал в своих воспоминаниях друг поэта Михаил Павлович Мурашев:"Это было в июле 1916 года, спустя год, как появилась первая книга стихов Сергея Есенина "Радуница", и он работал над второй книгой - "Голубень". По утверждению поэта Георгия Иванова, Есенин намеревался посвятить книгу Царице-Мученице:
"Есенин представлялся Александровне Федоровне в Царскосельском дворце, читал ей стихи, просил и получил от Императрицы разрешение посвятить ей целый цикл в своей новой книге!"читать дальшеПосле прочтения стихотворения Есенин, по всей видимости, преподнес лист Великий княжне Марии Николаевне, дочери Николая Ворого. Есть предположение, что в ответ на этот подарок она сняла со своего золотой перстень и отдала его Есенину. И действительно, у Есенина хранилось кольцо, отлитое из червонного золота, в ажурную оправу которого вкраплен изумруд, а на месте пробы выбита царская корона. Этот перстень Сергей Есенин в 1920 году подарил своей двоюродной сестре Марии Ивановне
Конотоповой- Кверденевой в день ее свадьбы в Константинове.
А в 1916-17 годах старшие дочери Николая II Ольга и Татьяна вместе с Александрой Федоровной в форме сестер милосердия оказывали помощь больным и раненым в госпитале, размещавшемся в Екатерининском дворце Царского Села , а младшие – Мария и Анастасия – ежедневно посещали лазарет № 17 своего имени. По молодости лет они формально не могли работать сестрами милосердия, но, чем могли, помогали больным и раненым воинам. Вот что вспоминал об этом один из раненых офицеров:
"Первое впечатление о Великих Княжнах никогда не менялось и не могло измениться, насколько они были совершенными, полными
царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной доброжелательности и доброты во всем. У них было врожденная
способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физические страдания раненых воинов. Все царевны были чудесными русскими девушками, полными внешней и внутренней красоты".
Все это видел и Есенин. А был ли он знаком с Марией и Анастасией? Ответ мы находим в воспоминаниях друга поэта М.П. Мурашова:
"Полковник Ломан часто вызывал его к себе и учил, как надо держаться с Императрицей Александрой, если придется случайно встретиться. А в лазарете они бывали часто… Когда я приехал во второй раз к Есенину, то он мне рассказал, что полковник Ломан представил его Императрице, а затем княжнам Марии и Анастасии. Стихи рязанского поэта царским дочерям, а младшая Анастасия, по воспоминаниям Н. Вольпин, соизволила беседовать с поэтом, гуляя с ним по Царскосельским садам."
***
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас.
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть.
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу, за их судьбу!
(1916)