О "Валькирии", водоемах, мужских домах и не только читать дальшеПросматривая лекции Софьи Залмановны, вспомнила трехчасовую приватную беседу за чаем, имевшую место у неё дома лет ...цать назад. Незадолго до этого С.З. по моему настоянию прочитала семеновскую "Валькирию". Беседовали мы о мифологемах и их преломлении в художественной литературе, в частности, о воде. Почему водоем (река, море, озеро, бассейн, фонтан, хотя бы ведро с водой в руке героини, как в "Беге") играет такую важную, сюжетообразующую роль? Река (и вообще вода) - это граница. Граница между мирами, и встречаются у воды обитатели разных миров. Если это юноша и девушка, то из встречи у воды закономерно вытекают любовь и брак, ибо не-вестой (чужой, неведомой) могла стать только девушка из другого рода, другой деревни (в противоположность "своим", сестрам - "сестра" как раз и происходит от индоевропейского "свэ-сор", что означает "своя женщина"). Ведь и правда: Григорий Мелехов и Аксинья давно знакомы, каждый день видят друг друга через плетень (соседи!), а искра между ними проскакивает в момент, когда они встречаются на берегу Дона. "Своя", привычная Аксинья вдруг кажется Григорию незнакомой, притягательной, и сама она смотрит на соседского парня совсем другими глазами. А классический роман Ричарда Блэкмора "Лорна Дун" о любви молодого фермера и наследницы знатного рода, в детстве похищенной разбойниками? Мальчик Джон и девочка Лорна впервые встречаются и знакомятся у водопада - точнее, Лорна спасает Джона, ловившего форель и нахлебавшегося воды. А теперь собственно "Валькирия". Мифологем в этом романе немало, но, во-первых, это литературное произведение, которое миф не просто воспроизводит, но и перерабатывает, и даже отрицает. Во-вторых, Семенова описывает довольно поздний период, когда родовой строй у славян уже разлагался, формировалось государство. Гораздо точнее сюжет "Валькирии" - девушка приходит в мужское воинское общежитие - воспроизводит пушкинская "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Помните, какой ритуальный вопрос задают богатыри царевне? - Пушкин писал литературную сказку и изменил только одну, но важную деталь: обитатели "мужского дома" предлагали гостье стать либо сестрой, либо женой им всем. Девушка приходила в крепость (раньше - в "мужской дом" в лесу), и её спрашивали: "Кем ты хочешь быть?" Если она отвечала "сестрой", то становилась отроком, потом - воином, потом, состарившись, - жрицей. И действительно была всем сестрой, была неприкосновенна, как святыня (узы обрядового родства, связывавшие дружину, были пожалуй что крепче кровных). Если же девушка отвечала "Женой", то она какое-то время (пока не забеременеет) жила в крепости и занималась чем-то вроде храмовой проституции - смысл был в том, чтобы заполучить беременность, а вместе с нею и удачу (милость могущественных воинских богов). После этого гостью с подарками отпускали домой, и там она очень быстро и удачно выходила замуж, а ребенка (если рождался мальчик) по достижении шести-семилетнего возраста отсылала в дружину на воспитание (Семенова упоминает таких мальчишек - "детских"). Добровольных наложниц она тоже упоминает, но изящно обходит то, что они были общими. Зато Розмэри Сатклифф в романе "Меч на закате" очень подробно описывает аналогичное явление в дружине Артура - и едва ли не бунт, которым оборачивается женитьба самого Артура: "Нас на бабу променял!" Так вот, если бы Мария Семенова описывала более ранний период, её героиня вышла бы замуж за Хаука или Некраса - за одного из тех, кому она чужая, не "свэ-сор". Девы-воительницы, кстати, изредка выходили замуж - но только за чужаков, порой даже за бывших врагов. Собственно лекция.
Если долго искать невозможное, совершенно случайно его можно найти.
По-моему пропаганда язычества в чистом виде. Чисто исторически интересно, конечно, но слушать такое и не принимать за «чистую монету» могут только окрепшие умы, что нельзя сказать о студентах, большинству из которых 18-25 лет.
Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы не быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.
~Марьяна~, она рассказывает о сказке и мифе. Сказки создавались в глубокую эпоху язычества на Руси. Это очень глубокий пласт народного творчества. И его изучением занимаются очень серьезно многие ученые-литературоведы. А лектор, например, занималась именно изучением истории и теории фольклора. Мифы древней Греции,например, никто ж не сочтет пропагандой язычества.
Мифы древней Греции,например, никто ж не сочтет пропагандой язычества.